История GoldWing   //   Техническая информация
 
 

web: http://goldwingspb.narod.ru
e-mail: goldwing@inbox.ru
   
обратно в раздел "Статьи"
прокомментировать
Ветер в спину

ВЕТЕР В ЛИЦО — ЭТО КАК-ТО БОЛЕЕ ПРИВЫЧНО. ДАЖЕ БАНАЛЬНО. ОДНАКО ВОДИТЕЛЮ HONDA GOLD WING ВЕТЕР В ЛИЦО ДУЕТ, ТОЛЬКО ПОКА ТОТ СТОИТ НА СВЕТОФОРЕ. НА ХОДУ ВЕТЕР ДУЕТ В СПИНУ, ТАКОВА УЖ АЭРОДИНАМИКА ЭТОГО МОТОЦИКЛА. ЕСЛИ ВСЁ-ТАКИ ЗАХОЧЕТСЯ В ЛИЦО И НА ХОДУ, В ЛОБОВОМ СТЕКЛЕ ДЛЯ ЭТОГО СДЕЛАНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ФОРТОЧКА.

Впервые рассказ об установке аудиосистемы на мотоцикл появился у нас в рубрике «Экзотика». Это тоже была Honda Gold Wing («АЗ» №5/2000). С тех пор больше в эту рубрику подобные материалы не помещали. Какая уж тут экзотика, этот мотоцикл — восьмой, появляющийся на наших страницах с 2000 года. Причём три из семи уже появлявшихся были Honda Gold Wing. Что-то, значит, есть в этой машине такое, что приводит её чаще других в боксы установочных студий.

Что именно, догадаться можно даже после беглого осмотра двухколесного. В «Голдвинге», без сомнения, достигли самой высокой степени комфорта и оснащенности, какие только возможны без того, чтобы поместить водителя (и пассажира) в стальной кокон с окошками, разорвав, таким образом, непосредственную связь с вселенной. Во всём, кроме числа колёс и способа размещения водителя (и пассажира), «Голдуинг« оперирует совершенно автомобильными понятиями и величинами. Рабочий объем двигателя — полтора литра, коробка, тормоза, светотехника дадут сто очков вперёд многим четырехколёсным машинам. Динамика и маневренность — так и двести дадут. Я именно потому так напирал на возможность присутствия пассажира на заднем сиденье, что мне пришлось в течение некоторого времени им [пассажиром] побывать. За руль этого броненосца я бы не сел и за утроенный гонорар (даже если бы хозяин позволил). Велосипед с мотором массой за 500 кило и мощностью в сотню сил — не для начального обучения. От роли пассажира я тоже пробовал отказаться, но хозяин настоял, прибавив, что «мы потихоньку».

«Двухколёсные» люди — особые люди. Мне всегда казалось, что я знаю русский язык в той мере, которая исключает разночтения в понимании слова «потихоньку». Я ошибался. Но об этом потом, когда я немного приду в себя.

Пока же вернёмся к мотоциклу. Хорошему автомобилю «Голдвинг» не уступает и в оснащении. Крюз-контроль, например, входит в стандартную комплектацию. Магнитола и четыре динамика — и подавно. И, как это случается даже с самыми дорогими и породистыми машинами, с точки зрения человека хоть сколько-нибудь требовательного, вот это последнее лучше бы не входило. Музыку решили ставить новую. Предварительно определившись с тремя главными вопросами: какую, куда и где.

«Какую» и «куда» для мотоцикла, даже и большого, решается по несколько иным правилам, нежели для автомобиля, даже маленького. В случае мотоцикла всё зависит от того, как его использует владелец. Часть побывавших на наших страницах мотоциклов (и мотороллеров) предназначались исключительно или почти исключительно для езды по городу. Другие — для дальних вояжей. Отличить одни от других очень просто (ноу-хау, перенимайте): у первых есть сабвуфер, у вторых — нет. Дело здесь не в постулатах веры. Просто отправляться сколько-нибудь далеко на мотоцикле с нулевым объемом багажного пространства — нереально. А установка сабвуфера (плюс соразмерное увеличение объема под усилители, плюс неизбежные проблемы с питанием) судьбу кофра решает враз. Методом полного искоренения. И потом, в городе сабвуфер на мотоцикле — это понятно. Мотоцикл, особенно такой — вещь напоказ, на ней едут и гордятся, это совершенно естественно. Когда это сопровождается хорошо артикулированной партией Марка Эванса из известного постоянно-переменного ВИА, эффект только усиливается. Это в автомобиле 90% басов остаются в салоне, а 10% — развлекают публику на тротуарах. На мотоцикле наружу летит ровно сто процентов результатов деятельности сабвуфера, некоторая часть достигает и того, кто за это заплатил. Отправляясь куда-нибудь к черту на рога, кого, скажите на милость, развлекать могучими басами? Себя? В дальней поездке быстро надоест. Обгоняемые автомобили? Им и без того обидно, к чему усугублять. Остаются мыши-полёвки, подобравшиеся к обочине, но они не стоят затрат, право слово...

Павел, руководитель сети компьютерных магазинов и хозяин чёрного «Голдвинга», привык на нём ездить далеко. В Питер, скажем, или на Селигер — это просто как два колеса об асфальт, без предварительной договоренности. Бывает, что и дальше. Поэтому из трёх багажных кофров, предусмотренных щедрыми конструкторами «Хонды», два требовалось оставить незанятыми, а в мощной басовой системе нужды Павел не наблюдал. Требовалось, чтобы система играла достаточно громко, с коррекцией на шлем. На «Голдвингах» без шлема не ездят. На чопперах — пожалуйста, а здесь так не принято. Двухколёсные люди — особые люди, у них свой этикет. Требовалось, чтобы система играла правдоподобно, чтобы звук находился впереди, не лип к динамикам, чтобы была соблюдена тональная корректность даже на большом уровне громкости.

Теперь главный вопрос — «где», а там уже решат окончательно, и что ставить, и куда. Здесь очень желательно, чтобы тот, кто будет устанавливать систему, в мотоциклах и в том, как на них ездят, разбирался. На автомобилях нас этому быстро учат, можно сказать, автоматически, а правоверных байкеров в мире car audio не так уж много. Но есть. Один из таких — директор автоцентра АИС Александр Смирнов. На празднование дней рождения журнала в Тушино он стабильно приезжает на своём Kawasaki, но это ещё что, он, например, запросто выезжал (на том же Kawasaki)... в Германию, Ирландию, чуть ли не в Африку. Он-то и определил, что и куда, и установщик Дмитрий Плохотнюк получил чёткое ТЗ на систему.

И вот как она сложилась. Головное устройство взяли неожиданно простое. Кассетную магнитолу Kenwood. Правда, с управлением CD-чейнджером и пультом ДУ. Причина такого выбора — не экономия. По опыту и Павла (с предыдущими двухколесными средствами передвижения), и Александра однодисковые CD-ресиверы мало подходят для мотоциклов «большой дальности». Причин несколько. Почти все CD-ресиверы, устойчиво работающие в машине, всё же начинают сбиваться на байке, здесь другой спектр вибраций. Это раз. Два: головное устройство на мотоцикле находится постоянно «на улице». Одно дело, когда это лентопротяжка, и совсем другое — когда лазерный привод. Иная степень чувствительности к запылению, влажности и прочему. Есть и ещё причина, которая начинает представляться очень важной, если посмотреть на неё с пассажирского места. Как вы себе представляете процедуру замены диска на полном мотоциклетном ходу? Одной рукой (сняв перчатку) аккуратно, за краешки, достали диск, другой — коробочку для диска (так, руль уже освободился), положили в коробочку, коробочку убрали (куда и чем?), достали другую... в общем, к этому этапу церемонии пассажир будет нуждаться в услугах доктора Грина из популярного сериала. И хорошо ещё, если ему не придется называть время, для протокола.

Кассета в этой ситуации проще и безопаснее в обращении, да и просто меньше, наконец. Её можно взять рукой в перчатке, без всяких последствий, и убрать за пазуху, тоже без особого вреда. А компакты должен читать чейнджер. Здесь и время непрерывного звучания, и защищенность дисков, и большая, по сравнению с ресиверами, вибростойкость.

Что касается марки, то, как показал анализ предпочтений любителей мотозвука, Kenwood стоит в списке приоритетов очень высоко, отчасти благодаря самому, без исключений, удобному пульту управления. Только кенвудовскую «мышь с хвостиком» удаётся логично, удобно и негромоздко поместить на руле. На пультах-карточках в перчатке никак не нажать на мембранную кнопку (нужную), а все остальные чересчур велики и требуют обязательной переделки — выноса ИК-излучателя из корпуса, со своего штатного места он нипочём не добьет до «головы». У «мышки» он уже выносной, надо только провод удлинить.

Головное устройство, как это часто делают при установке на мотоциклы, расчленили на два блока. Один, в котором осталась лентопротяжка, ушёл в глубь центральной консоли, где раньше была штатная магнитола. Снаружи остался только карман для загрузки кассеты. Второй блок — лицевая панель. Она — сверху, под удобным углом. Панель сделали несъемной. Тоже мотоциклетная специфика: двухколёсные люди — особые люди. Они слезают со своих коней не так, как вылезают из своих автомобилисты: с портфелем, барсеткой, мобилой и цветочками... А соскакивают как есть — кожа и ничего кроме. Носить в этот момент в руках «морду» противоречит традициям. А потом, будь она съемной, её, не ровен час, и снимет кто-то, лично хозяину не знакомый. Одним словом, лицевая панель привёрнута на место намертво, а чтобы не мозолить дурной глаз, может закрываться штатной крышкой, предусмотренной у «Голдвинга» от рождения.

Пульт ДУ расположен у левой рукоятки руля, под большой палец, и снабжен внешней подсветкой белым светодиодным «прожектором». ИК-излучатель закреплён на плоскости перед панелью управления и нацелен на фотоприёмник, так что управление работает бесперебойно в любых условиях освещённости.

Остальные компоненты разместились в одном из трёх багажных кофров, правом, и там даже осталось некоторое незанятое пространство. В «чересседельной сумке» слева установлен чейнджер, а справа, «сэндвичем» — усилитель Alpine Flex 4 и активный кроссовер Farenheit BC-3XQ. Выбор последнего устройства может показаться нелогичным: усилитель четырёхканальный, а кроссовер — трёхполосный, то есть два из его шести выходов заведомо останутся без работы. Тем не менее, выбор был сделан сознательно. Кроссовер делит весь сигнал на две частотные полосы: сабвуферная секция используется для фронтальных мидбасов, а выход High Pass — для СЧ и ВЧ-излучателей. Верхняя граница сабвуферного фильтра у BC-3XQ составляет 400 Гц, чего вполне достаточно для деления НЧ/СЧ в трёхполосной системе (см. «АЗ» №2/2002), при этом в НЧ-каналах появляется регулируемый бас-буст с изменяемой добротностью и плавный регулятор фазы. Все три регулятора у BC-3XQ вынесены на отдельный пульт, который в машинах обычно ставят где-нибудь вблизи водительского места. Здесь его решено было оставить в «приборном отсеке», регулировать можно (и нужно!) на месте. При открытой крышке кофра регуляторы доступны с водительского места, а главные потенциометры кроссовера закрыты прозрачной крышкой, здесь вмешательства не требуется. Поскольку усилитель смонтирован самым нижним этажом, его снабдили принудительным охлаждением. Два вентилятора втягивают воздух снизу кофра, прогоняют вдоль рёбер и выбрасывают через окно в верхней части.

Два канала усилителя работают на мидбасы Hertz HV165L, установленные в боковых обтекателях. Благодаря тому, что на входе НЧ-каналов есть богатый узел регулировок, у установщика была возможность откорректировать и АЧХ низкочастотников, «качающих» в условиях свободного поля, и выставить фазовый сдвиг между НЧ и СЧ-головками так, чтобы завести звуковую сцену туда, где она должна быть — в направлении взгляда водителя и заметно впереди ветрового стекла.

СЧ и ВЧ-головки установлены туда, где находились штатные динамики, только теперь это внятная компонентная акустика — 4-дюймовые DLS R4, включенные со штатным кроссовером. Активный фильтр на BC-3XQ ограничивает полосу частот на СЧ/ВЧ-головках на 300 Гц, поэтому 4-дюймовые среднечастотники работают с большим запасом по мощности, опасных для маленьких излучателей низких частот нет и в помине.

В боксы тыловых динамиков установили 4-дюймовые коаксиалы Pioneer, они работают от встроенных усилителей «головы», и уровень подзвучки можно регулировать фейдером.

У мотоциклов всегда не хватает энергии для питания аудиосистемы, это — родовое проклятие двухколёсных машин. Здесь же проблему решили путём установки второго аккумулятора, такого же, как штатный, с диодной развязкой от основной сети.

Систему я слушал довольно основательно и должен сказать, что для установки вообще без сабвуфера она звучала очень солидно и, главное, комфортно, что для дальних путешествий немаловажно. Звучание оказалось подающим достаточные надежды для того, чтобы, не ограничиваясь обычными фонограммами, прогнать через мотоустановку новый, недавно добытый тест-диск с записями «изолированных» инструментов Rhythm & Blues-состава. Только на соло ударника басов не хватало, зато дуэт саксофонов в метре перед глазами (на мотоцикле!) — это что-то... Покрутив, из любопытства, фазовый регулятор, убедился: с его помощью очень легко деформировать звуковую сцену в нужном направлении, и оптимальное положение (не без некоторого компромисса, конечно, между высотой и удалённостью) находится быстро. Тыловая подзвучка была установлена на таком уровне, что если стоять рядом с мотоциклом, то тыловые динамики играли довольно громко, но с места водителя и даже (как потом выяснилось) пассажира их, как отдельных источников звука, не было слышно, просто добавлялось ощущение объема, тоже очень комфортное.

Второй этап прослушивания происходил (по инициативе Павла) на ходу, и если отбросить неизбежные сильные ощущения от «потихоньку», объективно надо отметить: «Голдвинг» создаёт почти идеальные условия для слушания музыки и пассажиру сзади. Из-за рассадки в сёдлах «уступом» спина водителя не загораживает фронтальную акустику, а собственной спине ветерок только помогал, она почему-то немного взмокла...



САЛОН GOLD WING И ЕГО ОСНАЩЕНИЕ. САЛОНА НЕТ, А ОСНАЩЕНИЕ БОГАТОЕ.

НА ЦЕНТРАЛЬНОЙ КОНСОЛИ — ДВА БЛОКА «РАСЧЛЕНЁННОЙ ГОЛОВЫ». ОСНОВНОЙ БЛОК УТОПЛЕН, А СВЕРХУ — ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ.

ПУЛЬТ ДУ УСТАНОВЛЕН ПОД БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ ЛЕВОЙ РУКИ. ПЕРЕД НИМ — МИНИ-ПРОЖЕКТОР ПОДСВЕТКИ.


НЧ-ЗВЕНО ФРОНТАЛЬНОЙ АКУСТИКИ — ДВА МИДБАСА HERTZ.

СРЕДНИЕ И ВЕРХНИЕ ЧАСТОТЫ ВОСПРОИЗВОДЯТ КОМПОНЕНТНЫЕ DLS R4.
В ЛЕВОМ КОФРЕ — ВСЁ ОСТАЛЬНОЕ. ЧЕЙНДЖЕР, КРОССОВЕР, ПУЛЬТ РЕГУЛИРОВОК (ИХ ВИДНО), УСИЛИТЕЛЬ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ АККУМУЛЯТОР (ИХ НЕ ВИДНО).

В ШТАТНЫХ КОРПУСАХ ТЫЛОВОЙ АКУСТИКИ — 4-ДЮЙМОВЫЕ КОАКСИАЛЫ ПОДЗВУЧКИ.

Другие описания аудиоустановок на двухколёсных транспортных средствах, опубликованные в журнале «АвтоЗвук»

Номер «АЗ» Марка/модель
5/2000 Honda Gold Wing
6/2001 Yamaha scooter
7/2001 Honda Pacific Coast
7/2001 Honda Gold Wing
7/2001 Honda Magna
8/2001 Yamaha YP250 «Majesty»
11/2001 Yamaha Ventura


Журнал "Автозвук" • № 6 / 2002

 
прокомментировать
 
Copyright © 2004 GoldWing Club Russia. Все права защищены Дизайн и программирование © 2004 Asylum Design
Сайт создан в системе uCoz