История GoldWing   //   Техническая информация
 
 

web: http://goldwingspb.narod.ru
e-mail: goldwing@inbox.ru
   
обратно в раздел "Статьи"
прокомментировать
На золотом крыле играли...

Предание гласит: когда Форд начал выпускать свою историческую модель «Т», изменившую облик автомобильной вселенной, магазины помещали в витрине объявления: «У нас продаются автомобили и «Форды». Настолько модель «Т» не соответствовала тогдашнему стереотипу автомобиля: дорогого, роскошного и недоступного. Модель «Т» стала явлением, выделявшимся в особую категорию. Там, где торгуют мотоциклами, нелишним был бы такой плакат: «У нас продаются мотоциклы и «Хонды GoldWing». Потому что это — явление не меньшее

Только здесь все наоборот. Стереотип мотоцикла как небольшой, легкой, недорогой и простенькой по устройству альтернативы автомобилю GoldWing разбивает вдребезги. Агрегат массой за 600 кг (это без дополнительного оборудования), с полуторалитровым двигателем, причем далеко не «жигулевским» по мощности, и укомплектованный всем, что полагается иметь в автомобиле. Даже местами больше. У «Золотого Крыла» есть даже свой встроенный компрессор со шлангом для подкачки шин. Есть, в принципе, и штатная аудиосистема, тоже в чем-то превосходящая базовую автомобильную конфигурацию. Превосходство в том, что в состав системы включен и интерком, с помощью которого водитель и пассажир могут разговаривать, не повышая голоса на полном лету «Золотого Крыла». А уж что можно к этой модели прикупить — уму непостижимо. Тут и аэродинамическая навеска, например щитки, которыми в жаркую погоду можно пустить воздух на охлаждение себя и пассажира, а в холодную — наоборот, отвести студеные воздушные потоки. Тут и всеразличные световые приборы, от относительно простых и понятных габаритно-сигнальных фонариков до стробоскопов в фарах, превращающих движущийся GoldWing в подобие инопланетного звездолета. И так далее, до пределов фантазии и благосостояния.
Кстати, для большинства жителей этой планеты благосостояние кончится раньше, чем фантазия. Базовый вариант комплектации GL 1500 проделает в бюджете счастливого владельца дыру размером около 30 тысяч мрачноватых серо-зеленых бумажек. Если, разумеется, бюджет по начальным размерам был больше ожидаемой дыры. Как полагается, треть этой суммы осядет в бездонных закромах родной таможни. Но это — только начало. Любая фитюлька для GoldWing стоит, как чугунный мост. Понятия «дешево» и «GoldWing» с трудом уживаются даже в пределах сложносочиненного предложения, не то что в жизни.
     На «Золотом Крыле» в сельпо за пивом не ездят. Для этого есть марки «Восход», «Минск» и ИЖ. Хозяева «Голдуингов», случается, приезжают на покатушки на Воробьевых горах небольшой колонной. Впереди — ГИБДД с мигалой, позади — джип с охраной, посередке — хозяин. Покататься выехал, с коллегами побеседовать. Чудной народ. В общей картине мира культовых двухколесных экипажей установка серьезной аудиосистемы на GL 1500 уже и не выглядит причудой. Как-то само собой разумеется.

  

     Решение принято, специалисты заряжены на работу. Больше месяца назад GoldWing пригнали на студию Vox Celesta, где хозяин оставил любимый аппарат, пересел (с нескрываемым отвращением) в четырехколесный джип «обслуживающего персонала» и отбыл, предоставив установщикам карт-бланш в смысле выбора схемы и состава аппаратуры. «Граничные условия», говоря на научный манер, были следующие: музыка должна играть максимально выразительно для тех, кто едет на мотоцикле, и не оставаться незамеченной для тех, кому случилось оказаться поблизости.
     Еще условия были такие: ставить можно все и куда угодно, но так, чтобы в каждом из боковых багажников можно было перевозить по шлему. Шлемы — прилагались. Система интеркома должна работать по-прежнему. Надо, чтобы музыкой можно было управлять, не снимая рук с руля. Ну и все, а там делайте, как сочтете нужным.
     Музыкальные предпочтения. Ну как вы думаете, что слушает правоверный байкер? Хор мальчиков? Этюды Шопена? Ясное дело, что нет. Yello — вот это уже по-нашему. AC/DC — тем более. Ну и дальше, по списку №1.
     С учетом некоторых обстоятельств (которые мы, впрочем, уже достаточно полно изложили), критериями при выборе аппаратуры были не цены на компоненты, а их приспособленность для работы в мотоциклетной системе. Проблем здесь хватает. Первая: выбор и размещение головного устройства. В принципе, вписать стандартную «голову» в центральную консоль мотоцикла было можно. Но для этого потребовалось бы изъять штатное «радио», а оно включало и интерком. Значит — должно оставаться на месте. В такой постановке места, получается, уже и нет. И потом: посадка водителя мотоцикла такова, что источник сигнала должен смотреть лицевой панелью вверх (а не назад, как в машине). CD-ресиверы в такой позиции работают, в лучшем случае, неустойчиво. В худшем — не работают вообще. А кассета — как-то не в тему. Тем более что чейнджер планировали все-таки куда-нибудь приткнуть. Решение нашлось, мягко говоря, нестандартное. Взяли «голову» Alpine CTA-1505R. Которая и не магнитола, и не CD-ресивер. 1505 — это тюнер и контроллер CD-чейнджера. Своего транспорта в корпусе 1505 нет. Зато есть 7-полосный графический эквалайзер, регулируемый выход на сабвуфер и фирменная система оптимизации гармоник BBE, которая в условиях акустики открытого пространства оказалась очень кстати. Новенький CTA-1505R был с особой жестокостью разобран, и весь узел съемной передней панели вынесен на двухметровом многопроводном кабеле. Основную часть тюнера поставили в центральный багажник-кофр сзади, а панель управления (вместе с гнездом, из которого она штатным образом вынимается) — на консоль у руля. Не зная, в чем дело, можно подумать, что это просто магнитола, установленная вертикально, но на деле все, что стоит в консоли — блочок толщиной около сантиметра. Чейнджер модели CHA-S624 (шестизарядный) занял позицию в кофре симметрично головному устройству «без лица».

     

     

     Пространство между ними отдано корпусу сабвуфера, одному из усилителей и кроссоверам фронтальной акустики. Усилителей в системе два, одной и той же модели SoundStream USA P204e. Аппараты для своей мощности очень компактные и довольно экономичные по потребляемому току. А это было важно. Все немногочисленные прецеденты установки мощных аудиосистем на мощные же мотоциклы сталкивались с проблемой бюджета энергии. Ведь даже очень большой мотоцикл по массе и размерам сопоставим с маленьким автомобилем, места под мощный аккумулятор и генератор там просто нет. Прикидки показали: штатная энергоустановка «Хонды» под дополнительной нагрузкой от аудиосистемы задыхается. Первым шагом стала замена аккумулятора на малогабаритный, но очень форсированный по току Stinger. Но даже он, во-первых, оказался больше штатного по размерам, а во-вторых — не хватило. Стали подыскивать место под второй и нашли: в левом багажном кофре. Убедившись, что шлем в кофр влезает и при установленном дополнительном аккумуляторе, поставили галочку: проблему решили. Но поскольку нештатных потребителей драгоценного электричества на «Хонде» оказалось навалом, то для оперативного наблюдения прямо перед глазами водителя установили дисплей мультиконтроллера BRAX с платой контроля напряжения, изъятой из основного блока. Там, где сейчас дисплей, была очень красивая фирменная эмблема GoldWing. Чтобы не пропадала красота, ее переставили на защитный кожух усилителя в центральном багажнике.

     

     Фронтальную акустику решили ставить трехполосную. И если со среднечастотниками и «пищалками» особых проблем не возникло (их вписали в боксы, оставшиеся от штатной установки), то вот басовики доставили хлопот выше крыши. Единственное место, куда их можно было поставить — боковые обтекатели перед коленями водителя. Но внутреннее пространство обтекателей настолько плотно забито электрооборудованием и проводкой, что выгородить сколько-нибудь приличный объем под басовики не представлялось возможным. Перепробовали множество вариантов. Каждый раз или басовик задыхался в малом объеме, не дотягивая и до 150 герц, или же, если выбирался жесткий динамик, способный играть в тесном оформлении, у него не хватало отдачи, чтобы создать достойное звуковое давление на открытом, заметьте, воздухе. Проблему в конце концов удалось решить с помощью необычного акустического оформления, основанного на сосредоточенном акустическом сопротивлении в полуоткрытом корпусе. Установленные в боковые обтекатели низкочастотники Boston Acoustics 6.5LF нагружены на плотную набивку из звукопоглощающего материала, количество и степень уплотнения которого подбирали до тех пор, пока не получили требуемое значение добротности динамика с учетом сопротивления. При этом формально объем, в который заключены басовые динамики, не является замкнутым и поэтому не повышает их резонансную частоту. 6.5LF работают в полосе от 70 до 120 Гц, где самый «панч», и в основном формируют энергетическую основу переднего звука. Выше 120 Гц вступают среднечастотники и «пищалки» из компонентного набора PS 4.5 (4-дюймовый мидбас, ставший мидрейнджем и «пищалка»). СЧ- и ВЧ-головки включены через пассивный кроссовер, поэтому в общем и целом трехполосная фронтальная акустика заняла четыре канала усиления, то есть один из USA P204e целиком.

     

     Второй усилитель поместили в правом багажном кофре (не забывая про шлем!). Сверху он закрыт прозрачным защитным экраном и так же, как и его собрат в центральном багажнике, снабжен принудительным охлаждением. Задача этого усилителя — обеспечить мощностью тыловую акустику и сабвуфер. Два канала, ограниченные встроенным кроссовером снизу по частоте на уровне
     140 Гц, подключены к еще одному комплекту Boston Acoustics PS 4.5. Мидбасы попали в штатные боксы, а «пищалкам» опытным путем было определено место под ними. Вторая пара каналов мостом работает на сабвуфер.
     Сабвуфер на мотоцикле — особая история. Поскольку он должен работать на открытом воздухе, без подмоги со стороны передаточной функции салона, граничная частота нужна ниже, чем в аналогичной установке для автомобиля. То есть больше должен быть и объем ящика. А места для его установки как раз меньше, чем даже в маленьком автомобиле. Плюс вопрос отдачи. Мощность ограничена, лишней нету.
     Оптимальным сочли такой вариант: одна десятидюймовая головка SoundStream SPL10 помещена в закрытый объем 18 литров. При установке в машине и этого было бы почти много, но здесь внутренний объем еще и основательно заполнили дакроновым волокном-поглотителем, из-за чего акустический объем вырос еще процентов на 15 — 20. Нижняя граничная частота опустилась куда надо, но при этом на большой мощности стала опасно возрастать амплитуда колебаний диффузора. Тогда пришлось вмешаться в схему входных цепей басового усилителя и установить там дополнительный инфразвуковой фильтр, не пропускающий на сабвуфер частоты ниже 35 Гц. Штатный кроссовер ограничивает рабочий диапазон сабвуфера частотой 110 Гц, то есть в довольно широкой полосе частот саб работает параллельно с фронтальным басом.
     Нормальное, «ходовое» положение сабвуфера — как на фотографиях, открытым диффузором в кожаную спину отважного байкера за рулем или в почки его верной подруге, сиденье которой расположено повыше. Но можно диффузор и закрыть от невзгод, для этого есть мягкая вставка в центр спинки заднего сиденья. Саб продолжает работать, правда, с несколько меньшей отдачей.
     Чтобы руль «Золотого Крыла» все время находился в верных руках отважного, у левой рукоятки установлен пульт ДУ. По сравнению со штатным (который можно увидеть, например, в тесте трехдискового ресивера в этом же номере) его решительно укоротили и перенацелили излучающий инфракрасный светодиод так, чтобы «лицо» головного устройства принимало импульсы, отраженные от лица наездника. Лицом к лицу, так сказать, причем — в инфракрасном диапазоне. Меняется ли отражающая способность лица водителя в зависимости от выпитого пива — не проверяли. Первые ходовые испытания новой музыки прошли буквально за час до знаменитого открытия байкерского сезона на смотровой площадке у Университета. А окончания церемонии мы не дождались, поэтому научных данных пока нет. Впрочем, сезон только начался...

 

Журнал "Автозвук" • № 5 / 2000

 
прокомментировать
 
Copyright © 2004 GoldWing Club Russia. Все права защищены Дизайн и программирование © 2004 Asylum Design
Сайт создан в системе uCoz