Предание гласит: когда Форд начал выпускать свою историческую
модель «Т», изменившую облик автомобильной вселенной,
магазины помещали в витрине объявления: «У нас
продаются автомобили и «Форды». Настолько модель
«Т» не соответствовала тогдашнему стереотипу автомобиля:
дорогого, роскошного и недоступного. Модель «Т»
стала явлением, выделявшимся в особую категорию.
Там, где торгуют мотоциклами, нелишним был бы
такой плакат: «У нас продаются мотоциклы и «Хонды
GoldWing». Потому что это — явление не меньшее
Только здесь все наоборот. Стереотип мотоцикла как небольшой,
легкой, недорогой и простенькой по устройству
альтернативы автомобилю GoldWing разбивает вдребезги.
Агрегат массой за 600 кг (это без дополнительного
оборудования), с полуторалитровым двигателем,
причем далеко не «жигулевским» по мощности, и
укомплектованный всем, что полагается иметь в
автомобиле. Даже местами больше. У «Золотого Крыла»
есть даже свой встроенный компрессор со шлангом
для подкачки шин. Есть, в принципе, и штатная
аудиосистема, тоже в чем-то превосходящая базовую
автомобильную конфигурацию. Превосходство в том,
что в состав системы включен и интерком, с помощью
которого водитель и пассажир могут разговаривать,
не повышая голоса на полном лету «Золотого Крыла».
А уж что можно к этой модели прикупить — уму непостижимо.
Тут и аэродинамическая навеска, например щитки,
которыми в жаркую погоду можно пустить воздух
на охлаждение себя и пассажира, а в холодную —
наоборот, отвести студеные воздушные потоки. Тут и всеразличные световые приборы, от относительно
простых и понятных габаритно-сигнальных фонариков
до стробоскопов в фарах, превращающих движущийся
GoldWing в подобие инопланетного звездолета. И
так далее, до пределов фантазии и благосостояния.
Кстати, для большинства жителей этой планеты благосостояние
кончится раньше, чем фантазия. Базовый вариант
комплектации GL 1500 проделает в бюджете счастливого
владельца дыру размером около 30 тысяч мрачноватых
серо-зеленых бумажек. Если, разумеется, бюджет
по начальным размерам был больше ожидаемой дыры.
Как полагается, треть этой суммы осядет в бездонных
закромах родной таможни. Но это — только начало.
Любая фитюлька для GoldWing стоит, как чугунный
мост. Понятия «дешево» и «GoldWing» с трудом уживаются
даже в пределах сложносочиненного предложения,
не то что в жизни.
На «Золотом Крыле» в сельпо за
пивом не ездят. Для этого есть марки «Восход»,
«Минск» и ИЖ. Хозяева «Голдуингов», случается,
приезжают на покатушки на Воробьевых горах небольшой
колонной. Впереди — ГИБДД с мигалой, позади —
джип с охраной, посередке — хозяин. Покататься
выехал, с коллегами побеседовать. Чудной народ.
В общей картине мира культовых двухколесных экипажей
установка серьезной аудиосистемы на GL 1500 уже
и не выглядит причудой. Как-то само собой разумеется.
Решение принято, специалисты заряжены
на работу. Больше месяца назад GoldWing пригнали
на студию Vox Celesta, где хозяин оставил любимый
аппарат, пересел (с нескрываемым отвращением)
в четырехколесный джип «обслуживающего персонала»
и отбыл, предоставив установщикам карт-бланш в
смысле выбора схемы и состава аппаратуры. «Граничные
условия», говоря на научный манер, были следующие:
музыка должна играть максимально выразительно
для тех, кто едет на мотоцикле, и не оставаться
незамеченной для тех, кому случилось оказаться
поблизости.
Еще условия были такие: ставить
можно все и куда угодно, но так, чтобы в каждом
из боковых багажников можно было перевозить по
шлему. Шлемы — прилагались. Система интеркома
должна работать по-прежнему. Надо, чтобы музыкой
можно было управлять, не снимая рук с руля. Ну
и все, а там делайте, как сочтете нужным.
Музыкальные предпочтения.
Ну как вы думаете, что слушает правоверный байкер?
Хор мальчиков? Этюды Шопена? Ясное дело, что нет.
Yello — вот это уже по-нашему. AC/DC — тем более.
Ну и дальше, по списку №1.
С учетом некоторых обстоятельств
(которые мы, впрочем, уже достаточно полно изложили),
критериями при выборе аппаратуры были не цены
на компоненты, а их приспособленность для работы
в мотоциклетной системе. Проблем здесь хватает.
Первая: выбор и размещение головного устройства.
В принципе, вписать стандартную «голову» в центральную
консоль мотоцикла было можно. Но для этого потребовалось
бы изъять штатное «радио», а оно включало и интерком.
Значит — должно оставаться на месте. В такой постановке
места, получается, уже и нет. И потом: посадка
водителя мотоцикла такова, что источник сигнала
должен смотреть лицевой панелью вверх (а не назад,
как в машине). CD-ресиверы в такой позиции работают,
в лучшем случае, неустойчиво. В худшем — не работают
вообще. А кассета — как-то не в тему. Тем более
что чейнджер планировали все-таки куда-нибудь
приткнуть. Решение нашлось, мягко говоря, нестандартное. Взяли «голову»
Alpine CTA-1505R. Которая и не магнитола, и не
CD-ресивер. 1505 — это тюнер и контроллер CD-чейнджера.
Своего транспорта в корпусе 1505 нет. Зато есть
7-полосный графический эквалайзер, регулируемый
выход на сабвуфер и фирменная система оптимизации
гармоник BBE, которая в условиях акустики открытого
пространства оказалась очень кстати. Новенький
CTA-1505R был с особой жестокостью разобран, и
весь узел съемной передней панели вынесен на двухметровом
многопроводном кабеле. Основную часть тюнера поставили
в центральный багажник-кофр сзади, а панель управления
(вместе с гнездом, из которого она штатным образом
вынимается) — на консоль у руля. Не зная, в чем
дело, можно подумать, что это просто магнитола,
установленная вертикально, но на деле все, что
стоит в консоли — блочок толщиной около сантиметра.
Чейнджер модели CHA-S624 (шестизарядный) занял
позицию в кофре симметрично головному устройству
«без лица».
Пространство между ними
отдано корпусу сабвуфера, одному из усилителей
и кроссоверам фронтальной акустики. Усилителей
в системе два, одной и той же модели SoundStream
USA P204e. Аппараты для своей мощности очень компактные
и довольно экономичные по потребляемому току.
А это было важно. Все немногочисленные прецеденты
установки мощных аудиосистем на мощные же мотоциклы
сталкивались с проблемой бюджета энергии. Ведь
даже очень большой мотоцикл по массе и размерам
сопоставим с маленьким автомобилем, места под
мощный аккумулятор и генератор там просто нет.
Прикидки показали: штатная энергоустановка «Хонды»
под дополнительной нагрузкой от аудиосистемы задыхается.
Первым шагом стала замена аккумулятора на малогабаритный,
но очень форсированный по току Stinger. Но даже
он, во-первых, оказался больше штатного по размерам,
а во-вторых — не хватило. Стали подыскивать место
под второй и нашли: в левом багажном кофре. Убедившись,
что шлем в кофр влезает и при установленном дополнительном
аккумуляторе, поставили галочку: проблему решили.
Но поскольку нештатных потребителей драгоценного
электричества на «Хонде» оказалось навалом, то
для оперативного наблюдения прямо перед глазами
водителя установили дисплей мультиконтроллера
BRAX с платой контроля напряжения, изъятой из
основного блока. Там, где сейчас дисплей, была
очень красивая фирменная эмблема GoldWing. Чтобы
не пропадала красота, ее переставили на защитный
кожух усилителя в центральном багажнике.
Фронтальную акустику решили ставить
трехполосную. И если со среднечастотниками и «пищалками»
особых проблем не возникло (их вписали в боксы,
оставшиеся от штатной установки), то вот басовики
доставили хлопот выше крыши. Единственное место,
куда их можно было поставить — боковые обтекатели
перед коленями водителя. Но внутреннее пространство
обтекателей настолько плотно забито электрооборудованием
и проводкой, что выгородить сколько-нибудь приличный
объем под басовики не представлялось возможным.
Перепробовали множество вариантов. Каждый раз
или басовик задыхался в малом объеме, не дотягивая
и до 150 герц, или же, если выбирался жесткий
динамик, способный играть в тесном оформлении,
у него не хватало отдачи, чтобы создать достойное
звуковое давление на открытом, заметьте, воздухе.
Проблему в конце концов удалось решить с помощью
необычного акустического оформления, основанного
на сосредоточенном акустическом сопротивлении
в полуоткрытом корпусе. Установленные в боковые
обтекатели низкочастотники Boston Acoustics 6.5LF
нагружены на плотную набивку из звукопоглощающего
материала, количество и степень уплотнения которого
подбирали до тех пор, пока не получили требуемое
значение добротности динамика с учетом сопротивления.
При этом формально объем, в который заключены
басовые динамики, не является замкнутым и поэтому
не повышает их резонансную частоту. 6.5LF работают
в полосе от 70 до 120 Гц, где самый «панч», и
в основном формируют энергетическую основу переднего
звука. Выше 120 Гц вступают среднечастотники и
«пищалки» из компонентного набора PS 4.5 (4-дюймовый
мидбас, ставший мидрейнджем и «пищалка»). СЧ-
и ВЧ-головки включены через пассивный кроссовер,
поэтому в общем и целом трехполосная фронтальная
акустика заняла четыре канала усиления, то есть
один из USA P204e целиком.
Второй усилитель поместили в правом
багажном кофре (не забывая про шлем!). Сверху
он закрыт прозрачным защитным экраном и так же,
как и его собрат в центральном багажнике, снабжен
принудительным охлаждением. Задача этого усилителя
— обеспечить мощностью тыловую акустику и сабвуфер.
Два канала, ограниченные встроенным кроссовером
снизу по частоте на уровне
140 Гц, подключены
к еще одному комплекту Boston Acoustics PS 4.5.
Мидбасы попали в штатные боксы, а «пищалкам» опытным
путем было определено место под ними. Вторая пара
каналов мостом работает на сабвуфер.
Сабвуфер на мотоцикле
— особая история. Поскольку он должен работать
на открытом воздухе, без подмоги со стороны передаточной
функции салона, граничная частота нужна ниже,
чем в аналогичной установке для автомобиля. То
есть больше должен быть и объем ящика. А места
для его установки как раз меньше, чем даже в маленьком
автомобиле. Плюс вопрос отдачи. Мощность ограничена,
лишней нету.
Оптимальным сочли такой вариант:
одна десятидюймовая головка SoundStream SPL10
помещена в закрытый объем 18 литров. При установке
в машине и этого было бы почти много, но здесь
внутренний объем еще и основательно заполнили
дакроновым волокном-поглотителем, из-за чего акустический
объем вырос еще процентов на 15 — 20. Нижняя граничная
частота опустилась куда надо, но при этом на большой
мощности стала опасно возрастать амплитуда колебаний
диффузора. Тогда пришлось вмешаться в схему входных
цепей басового усилителя и установить там дополнительный
инфразвуковой фильтр, не пропускающий на сабвуфер
частоты ниже 35 Гц. Штатный кроссовер ограничивает
рабочий диапазон сабвуфера частотой 110 Гц, то
есть в довольно широкой полосе частот саб работает
параллельно с фронтальным басом.
Нормальное, «ходовое» положение
сабвуфера — как на фотографиях, открытым диффузором
в кожаную спину отважного байкера за рулем или
в почки его верной подруге, сиденье которой расположено
повыше. Но можно диффузор и закрыть от невзгод,
для этого есть мягкая вставка в центр спинки заднего
сиденья. Саб продолжает работать, правда, с несколько
меньшей отдачей.
Чтобы руль «Золотого
Крыла» все время находился в верных руках отважного,
у левой рукоятки установлен пульт ДУ. По сравнению
со штатным (который можно увидеть, например, в
тесте трехдискового ресивера в этом же номере)
его решительно укоротили и перенацелили излучающий
инфракрасный светодиод так, чтобы «лицо» головного
устройства принимало импульсы, отраженные от лица
наездника. Лицом к лицу, так сказать, причем —
в инфракрасном диапазоне. Меняется ли отражающая
способность лица водителя в зависимости от выпитого
пива — не проверяли. Первые ходовые испытания
новой музыки прошли буквально за час до знаменитого
открытия байкерского сезона на смотровой площадке
у Университета. А окончания церемонии мы не дождались,
поэтому научных данных пока нет. Впрочем, сезон
только начался...
Журнал
"Автозвук" • № 5 / 2000
|